Легендарная английская машина Mini своим появлением в значительной степени обязана египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру (Gamil Abdel Naser), который в 1956 году национализировал Суэцкий канал. В результате последовавшей войны на Ближнем Востоке поставки нефти в Англию резко сократились — до такой степени, что на бензин пришлось вводить карточки. Это вызвало всплеск интереса к микролитражным автомобилям, чем решил воспользоваться Леонард Лорд (Leonard Lord), в то время возглавлявший концерн British Motor Corporation. BMC — созданное в 1952 году объединение, в состав которого входили такие известные марки, как Austin, Morris, Wolseley, Riley и MG.
Недовольный засильем
Mini родился на бумаге в 50 годах и до сих пор продолжает свой звёздный пусть. |
Чтобы выполнить эти требования, Иссигонис пошёл на революционный
шаг. Новая модель имела передний привод, а мотор разместился поперёк
кузова — эта схема впоследствии станет общепринятой на переднеприводных
автомобилях. Трансмиссию создатели запихнули в картер, а радиатор
поставили не перед двигателем, а сбоку от него. В таком положении
радиатор обдувался потоком воздуха, уже прошедшим мимо мотора
и успевшим нагреться, но зато длина машины оставалась в установленных
пределах. В миниатюрный автомобиль спокойно влезало 4 человека и даже
оставалось место для багажа. Крошечные
Первый
прототип Mini построили в 1957 году. Даже не верится, что создатели
умудрились сделать эту коробку на колёсах пригодной для перемещения
четырёх человек. |
А это уже первый серийный Mini (также известный как Austin 7 и Morris Mini Minor). Его дебют состоялся в конце лета 1959 года. |
Впрочем, продажи начались только в августе 1959 года, и новая
микролитражка ещё не называлась Mini. Она продавалась либо под
названием Austin 7 (традиционное название для самого маленького Austin
ещё с
На базе Mini впоследствии появилась и фургонообразная версия под названием Clubman. |
Mini выпускался во всевозможных разновидностях. Были универсалы с деревянной отделкой, которые назывались Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Были фургоны и пикапы на четверть тонны. Был даже «джип» Mini Moke, разработанный для армии, но со своими крохотными колёсами и без полного привода оказавшийся непригодным для военного дела, зато получивший достаточную популярность в качестве пляжного автомобиля. В соответствии с практикой badge engineering своими Mini обзавелись более престижные марки Riley и Wolseley — эти машины продавались как Riley Elf и Wolseley Hornet и обладали выступающими багажниками и оформлением передка в стиле этих марок. Появились и лицензионные Mini: с 1965 года их выпускала итальянская фирма Innocenti, находившаяся под контролем BMC, а ещё Mini собирались даже в таких далёких странах, как Чили и Уругвай.
Mini вообще имел множество модификаций, например, он успел побывать и пикапом… |
…И компактным внедорожником Mini Moke, который не сумел пробиться в вооружённые войска. |
Конструкция тоже не стояла на месте: в 1964 году резиновая подвеска
была заменена новой гидравлической Hydrolastic, которая придавала
машине более мягкий ход, но существенно повышала её вес, цену
и сложность. В
Успех Mini был настолько велик, что этот автомобиль имел немало легальных «близнецов». Таких, например, как Wolseley Hornet. |
Никто
и не ожидал, что автомобиль размером чуть больше детской коляски сможет
три раза одержать победу на ралли Монте-Карло. Имя победителя — Mini
Cooper S. |
Джон Купер (John Cooper), владелец Cooper Car Company, совместно
с Иссигонисом создал Mini Cooper: эта машина с 1961 года выпускалась
под брэндами Austin и Morris.
Второе поколение Mini (Mk II) внешне практически не отличалось от первого. |
Тоже самое касается и обновлённого в 1969 году Mini Clubman. |
Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 миллиона
190 тысяч штук, прекратил своё существование в 1967 году. Его сменил
Mini Mk II, выпускавшийся в
Третье поколение появилось на свет в 1970 году. Главное отличие во внешности — дверные петли стали скрытыми. |
Mini Metro (он же Rover Metro) пришёлся не ко двору, и его продажи были крайне малы. |
Mini третьего поколения (с 1970 года) внешне характеризовался
в первую очередь скрытыми дверными петлями вместо прежних открытых.
Только с этого времени Mini становится брендом, очередным в составе
неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал
в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два
года, в
В мире найдутся считанные единицы людей, которые не смогут опознать этот автомобиль. |
К |
Прекратив выпуск многих марок и снова изменив имя — сперва на Austin-Rover Group, а затем на Rover Group, — концерн, в конце концов, был продан в 1988 году компании British Aerospace. Аэрокосмические технологии тоже не смогли вернуть прибыльность, и в 1994 году Rover Group оказалась во владении BMW: баварскую компанию в то время одолевали амбиции сколотить собственную автомобильную империю.
Несмотря на переход под контроль BMW, абсолютно новая генерация Mini сумела сохранить в себе черты легендарной модели. |
Впрочем, все эти потрясения мало сказывались на Mini: несмотря на архаичный дизайн и конструкцию, он
Mini Cooper S не только стильный хэтчбэк, но ещё и отличная «зажигалка». |
Но ничто не вечно под луной, и после 40 лет выпуска Mini сняли с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Эта машина получила официальное название MINI — все заглавные буквы тут не случайны. Они не только указывают на то, что мы имеем дело с новой машиной, но и на то, что она стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не суперкомпактный автомобиль «для самых бедных», порождённый топливным кризисом, а детище благополучных времён — стильный и престижный хэтч с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.
Mini Cooper S John Cooper Works GP: длинное название и всего 2000 выпущенных экземпляров специальной версии. |
Раз мы уже упоминали фольксвагеновского «Жука», можно сказать, что
новый MINI относится к старому Mini так же, как New Beetle —
к классическому «Жуку». О том же говорят и несколько увеличенные
габариты MINI: машина стала на 55 см длиннее, на 30 см шире и на 400 кг
тяжелее. Размер колёс составляет уже солидные
Новый
Cooper S появился в 2006 году. Он хоть и очень похож
на предшественника, зато под его капотом теперь живёт турбина. А если
у машины управляемость, как у карта (а это большая редкость)
и 175 «лошадок», то адреналин «пилоту» точно обеспечен. |
Нашлись ревнители чистоты марки, которые новый MINI приняли в штыки, но 1 миллион машин, собранных за семь лет, верный признак того, что замена пришлась покупателям по вкусу.