История Jaguar
За появление марки Jaguar автомобильный мир должен благодарить двух Уильямов — Лайонса (на фото) и Уолмсли.
Всем известно: стильный и надёжный британский автомобиль — это
Jaguar. Но всемирно известная марка не относится к числу самых ранних.
Начало ей было положено в 1922 году, когда англичане Уильям Лайонс
(William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) организовали фирму
Swallow Sidecars (SS), которая занималась изготовлением мотоциклетных
колясок. Вскоре фирма начала ставить оригинальные кузова на машины
известных марок, включая Austin, Wolseley и даже FIAT.
Эти автомобили пользовались достаточной популярностью,
но настоящий успех пришёл после 1931 года, когда в производство были
запущены модели спортивного характера на шасси от фирмы Standard,
и соответственно аббревиатура SS получила новую расшифровку — Standard
Swallow.
Сборочное предприятие, где в начале 30-х рабочие трудились над производством модели SS I. |
Модель SS I, выпускавшаяся в 1931—1936 годах, имела две
модификации — 16HP (то есть, 16 л.с.) и 20HP, по тогдашней системе
вычисления налоговой мощности. Первая имела 2-литровый 6-цилиндровый
двигатель в 46 л.с., вторая — двигатель в 2,6 литра на 58 л.с.
С 1934 года их объём и мощность увеличились соответственно до 2,1 л и
62 л.с. и 2,7 л и 72 л.с.
Модель SS II уступала SS I не только в мощности, но и в цене. |
Параллельно (c 1932 года) строилась более дешёвая модель SS II в модификациях 10HP с 1,35-литровым 4-цилиндровым мотором в 37 л.с. и 12HP с 1,6-литровым мотором в 45 л.с.
С 1936 года в модельном ряду английской марки появились престижные седаны модели SS I и SS II. |
Второе поколение машин SS появилось в 1935 году с началом выпуска модели SS90, на которую ставили 2,7-литровый
мотор, развивавший 90 л.с. и разгонявший машину до 145 км/ч.
С 1936 года ведёт отсчёт линия престижных седанов SS. Ими стали модели
SS 11/2 -Litre и SS 21/2-Litre,
которые впервые получили название Jaguar. На первую ставили двигатель
объёмом 1,6 л и мощностью в 42 л.с., а на вторую — 104-сильный. Но особенно славились родстеры SS100, получившие 115-сильный мотор. В 1938 году прибавился ещё один седан — Jaguar SS 31/2-Litre, с мотором объёмом 3485 см3 и мощностью 125 л.с.
Без особых изменений производство этих моделей продолжили после
Второй мировой войны. На этот раз машины назывались Mk IV. Они
получили, помимо седанов, кузов кабриолет, а название марки
окончательно сменилось на Jaguar, поскольку аббревиатура SS вызывала
совершенно нежелательные ассоциации. Следующее поколение — Mk V —
появилось в 1949 году и по-прежнему отличалось
консервативной внешностью с узкими капотами, подножками, вертикальными
радиаторами и выступающими крыльями, но уже имело независимую переднюю
подвеску.
После войны марка стала называться Jaguar, а из названий моделей исчезло сокращение SS, уступив место обозначению Mk IV. | В 1949 году на рынок вышла новая модель — Mk V. |
Одновременно продолжилась и линия спортивных Ягуаров.
Её представляла модель XK120, которая на лондонском автошоу 1948 года
произвела такую сенсацию, что было принято решение о серийном
производстве этой машины. «Сердцем» автомобиля стал новый 3,4-литровый 6-цилиндровый
мотор, благодаря двум верхним распредвалам и полусферическим камерам
сгорания выдававший 160 л.с. Этот двигатель инженеры фирмы
спроектировали в военные годы во время долгих ночных противопожарных
дежурств на заводе. Машина, выпускавшаяся в разновидностях купе,
кабриолет и родстер, отличалась изящным зализанным кузовом, в некоторых
вариантах с полностью закрытыми задними колёсами.
XK120 —
одна из самых удачных моделей Jaguar. Появившись в 1948 году в образе
концепта, она сразила наповал весь автомобильный мир. |
Первоначально машина имела деревянный каркас, на котором крепились
алюминиевые панели, и лишь в 1950 году получила кузов из штампованных
стальных панелей. Автомобиль развивал до 193 км/ч (120 миль в час —
отсюда и название модели), из-за чего был признан самой скоростной в мире серийной машиной. На версию XK120SE ставили форсированный 180-сильный мотор.
Продолжением этой серии стала в 1954 году модель XK140 со 180-сильным, а затем 192-сильным мотором. Она развивала скорость уже в 225 км/ч (140 миль в час). С 1957-го по 1961 год выпускался Jaguar XK150 с базовым 3,5-литровым мотором на 253 л.с.
В 1954 году вышел Jaguar XK140. Машинка была уже значительно мощнее и быстрее предшественницы. |
Одновременно фирма пробовала свои силы и в гонках. В 1951—1953 годах в 54 экземплярах был выпущен Jaguar C-Type
с аэродинамическим кузовом. В нём использовалась механика от Jaguar
XK120. Форсированный двигатель развивал до 205 л.с. В 1951 году эта
машина выиграла 24-часовую гонку в Ле-Мане (Le Mans), а затем ещё раз в 1953-м, пройдя всю трассу со средней скоростью 170 км/ч. Культовым автомобилем, предметом зависти коллекционеров, стал и Jaguar D-Type (1954—1957), который был построен в количестве 88 штук. Эта машина также показывала отличные результаты в Ле-Мане: например, в 1957 году D-Type заняли пять из шести первых мест, включая первое и второе.
Jaguar C-Type с 205-сильным мотором сумел два раза победить в легендарном суточном марафоне Ле-Ман. | В наше время гордостью коллекционеров считается Jaguar D-Type, которого в период с 1954-го по 1957 год выпустили в количестве всего 88 штук. |
Полностью новый послевоенный седан с понтонным кузовом начал
выпускаться только в 1950 году. Он получил название Mk VII. За ним
последовали седаны Mk VIII (1957—1959) и Mk IX (1958—1961), с весьма консервативной «пузатой» внешностью.
Jaguar Mk VII стал первым абсолютно новым седаном английской марки в послевоенное время. | Модель 1955 года Mk I стала первым автомобилем Jaguar с полностью несущим кузовом.
Одновременно появилась и линия небольших седанов, которая началась с модели Mk I (1955—1959) — это был первый Jaguar с несущим кузовом. Её развитием стал Mk II (1959—1966).
Быстроходный Mk II 3,8, достигавший скорости в 200 км/ч и имевший
объёмистый багажник, получил репутацию машины особенно удобной для
налётов на банки. Впрочем, Jaguar Mk II активно использовался
и в полиции.
Jaguar Mk II отличался скоростными характеристиками и активно использовался на службе в полиции. |
В 1961 году появилась и модель Mk X с более динамичными очертаниями,
сменившая Mk IX. Она получила мотор уже в 265 л.с. С 1966 года
её сменил Jaguar 420 c 6-цилиндровым двигателем объёмом 4235 см3 и мощностью в 245 л.с. Параллельно выпускался Jaguar S-Type (с 1964-го по 1968 год). Он поставлялся с моторами в 3,4 л (210 л.с.) или 3,8 л (220 л.с.).
Красавец S-Type развивал мощность в 210 либо 220 сил и выпускался в период с 1964-го по 1968 год. |
В 1961 году появился знаменитый Jaguar E-Type (известный также как XKE). Этот спортивный автомобиль с «расплющенным кузовом» оснащался 3,8-литровым мотором на 265 л.с. и развивал скорость до 241 км/ч. Машина выпускалась с кузовами родстер и купе, а с 1966-го — с четырёхместным купе 2+2. С 1971 года на XKE третьего поколения стали устанавливаться V-образные 12-цилиндровые двигатели объёмом 5343 см3 и мощностью 272 л.с. Эту модель, пользовавшуюся огромной популярностью (особенно в США) из-за сравнительно небольшой цены, строили до 1974 года.
В 1966 году компания Jaguar вошла в состав концерна BMC (British
Motor Corporation), который был переименован в BMH (British Motor
Holding). Уже в 1968-м последовало слияние с концерном Leyland, и новое объединение получило название British Leyland Motor Corporation.
Однако Jaguar в его составе сохранял существенную
самостоятельность, по крайней мере, в смысле модельного ряда, который
не был никак унифицирован с остальной продукцией концерна. Кроме того,
в результате ряда корпоративных слияний ещё в 1960 году в подчинении
у Jaguar оказалась старейшая британская марка Daimler, которая не имеет
никакого отношения к немецкому концерну Daimler-Benz. Вскоре после
этого самостоятельные модели Daimler сошли на нет.
Исключение составил только ряд лимузинов, включая солидный Daimler DS420, который выпускался с 1968-го по 1992 год. Вообще же с начала 1960-х
годов название Daimler получают седаны Jaguar в самой дорогой
комплектации. Первым из них в 1961 году стал Daimler Sovereign,
люксовая версия модели Jaguar 420. Так продолжалось до 2002 года, после
чего три года название Daimler не использовалось, и лишь в 2005-м появился новый Daimler Super Eight.
Плодом союза марки Jaguar и Daimler стала модель DS420. Роскошный и дорогой автомобиль выпускался вплоть до 1992 года. |
С 1968 года сразу вместо трёх линий седанов — Mk II, S и 420 — выпускается модель Jaguar XJ. Первоначально она получила 245-сильный мотор объёмом в 4235 см3. С 1972 года строится и модель XJ12 с 12-цилиндровым 253-сильным мотором, а с 1974-го на неё ставится уже 285-сильный двигатель. В 1975—1978 годах
строились и купе серии XJ. Автомобили этой линии стали самыми
престижными седанами от Jaguar, выпускаются они и по сей день,
насчитывая, по крайней мере, два серьёзных редизайна.
В 1968 году модели серий Mk II, S и 420 заменили одной единственной — XJ. | В 1972 году на рынке появляется 253-сильный Jaguar XJ12, оснащённый 12-цилиндровым мотором. |
Спортивную линию после модели XKE продолжил Jaguar XJS также с 12-цилиндровым мотором. Выпускалась и менее дорогая версия с «шестёркой» в 3590 см3 и 228 л.с. Эта модель оказалась долгожителем: её производство продолжалось с 1975-го по 1996 год.
Спорткар Jaguar XJS задержался в производстве надолго, его штамповали в период с 1975-го по 1996 год. |
Однако для настоящих поклонников скорости подарком стал суперкар
Jaguar XJ220, появившийся в виде концепта в 1988 году. Число
220 в названии модели означало проектную скорость в милях в час. Эту
машину с очень низким клиновидным кузовом оснастили 500-сильным двигателем объёмом 6,2 литра. Кроме того, машина получила все ведущие колёса. Но в серию пошла версия с 3,5-литровым V6, оснащённым двумя турбинами. Он выдавал 549 лошадиных сил. Jaguar XJ220 выпускался с 1992-го по 1994 год и вплоть до появления машины McLaren F1 считался самым быстрым серийным автомобилем в мире.
Jaguar
XJ220, несмотря на возраст (машина появилась в 1988 году), до сих пор
может сниматься в фантастических фильмах. Да и его динамические
характеристики по сей день внушают уважение. |
Серийные машины имели только задний привод и 3,5-литровый
мотором V6; однако благодаря двойному турбонаддуву он выдавал
549 л.с. — даже больше, чем мотор V12. В 1993 году гоночный Jaguar
XJ220C снова принёс фирме победу на гонках в Ле-Мане в классе GT.
В 1993 году Jaguar XJ220 сумел выиграть Ле-Ман. |
В 1989 году Jaguar вместе с маркой Daimler оказался во владении
Ford, стремившегося получить контроль над престижным европейским
брендом, издавна (ещё со времён модели XK120) пользовавшимся большой
популярностью в США. С 1996-го вместо XJS выпускался спортивный XK8 с 4-литровым 284-сильным мотором, а также компрессорный вариант XKR, выдающий 363 л.с. После рестайлинга в 2006 году эта модель называется просто XK.
Устаревший XJS после перехода марки под контроль Ford сменило купе XK8. | «Горячая» версия обычного XK8 носила имя XKR и развивала мощность в 363 лошадиные силы. |
С 2000 года модельный ряд седанов Jaguar снова разделился на несколько линий. В роли самого недорогого Jaguar выступает модель S-Type, на которую ставят либо 238-сильный, либо 276-сильный мотор. С 2003-го выпускается и модель S-Type R с турбонаддувом, имеющая мощность в 390 л.с. В 2008 году модель S-Type планируется заменить новой моделью XF с весьма футуристической внешностью.
Седан S-Type — автомобиль новой эры, но из-за его специфической внешности продажи не стали очень уж высокими. | И у S-Type была «заряженная» версия R с турбомотором мощностью 400 лошадиных сил. |
В 2001 году дебютировал полно- или переднеприводный седан Jaguar X-Type
на одной платформе с Ford Mondeo — самый компактный из современных
Ягуаров, впрочем, не пользующийся популярностью у покупателей, но зато
выпускаемый даже с кузовом универсал, что для Jaguar вещь неслыханная.
Самым доступным Jaguar стал седан и универсал X-Type, появившийся в 2001 году. |
В связи с крупными финансовыми проблемами Ford рассматривал
возможность продажи неприбыльных подразделений, включая и Jaguar.
В начале 2007 года официальные лица Ford заявили, что компания
планирует сохранить Jaguar, по крайней мере, на ближайшие годы, однако
будущее одной из последних классических британских марок остаётся
неопределённым.
|