Главная » 2009 » Декабрь » 4 » От Mini до MINI: история марки длиной в 50 лет
16:56
От Mini до MINI: история марки длиной в 50 лет
В этом году самая «умилительная» из ныне существующих марок
празднует свой 50-й день рождения. За полвека существования MINI чего
только не пережила. И взлёты и падения, и смену компании-владельца и
изменение варианта написания названия бренда. Неизменным осталось
только одно - чрезвычайное обаяние британских автомобилей.
В
1959 году в Английском городке Лонгбрижд только и разговоров было, что
о новом автомобиле. Такой миниатюрный, а умещает в себя четырёх
пассажиров. Революционная конструкция позволила автомобильному инженеру
Алеку Иссигонису совместить приличное внутреннее пространство с
малогабаритными внешними размерами. Результат превзошёл ожидания -
Morris Mini-Minor (на других рынках он продавался под именем Austin
Seven) произвёл фурор на автомобильном рынке.
Предполагал
ли Леонард Лорд, глава корпорации BMC (British Motor Corporation),
поручивший в 1957 году Иссигонису создание нового типа миниатюрного
авто, подобный успех? Возможно. Но до того он руководствовался не
догадками, а чёткой целью - построить компактную машину, обладающую
тремя главными свойствами - двигателем BMC, четырьмя полноценными
пассажирскими местами и меньшими габаритами, чем у выпускаемых в то
время моделей BMC.
На
выполнение задачи конструктору Алеку Иссигонису понадобилось всего семь
месяцев. Уже в июле 1958 года он пригласил Леонарда Лорда на
испытательный трек опробовать две опытные модели. «Мы объехали
территорию предприятия, и я гнал, как сумасшедший, - вспоминал потом
Иссигонис. - Он (Лорд - прим. редакции), конечно, пришёл в ужас, но
остался очень доволен тем, как машина держится на дороге. Мы
остановились возле офиса. Он вышел из машины и сказал «Делай её».
Леонард, предвкушавший успех, дал конструктору ровно год, чтобы тот
наладил серийное производство этой модели. Чтобы уложиться в сроки, да
ещё и не выйти за рамки бюджета, Алеку и его команде пришлось работать
по принципу - «чем проще, тем быстрее и дешевле». Так, в подвеске было
решено использовать не пружины, а «резинки», в кузове вместо скрытых
внутренних швов - внешние. Кстати, последнее, в итоге, переросло в
отличительную черту классических Mini.
Меж
тем, спустя год, в августе 1959 года первые Mini сошли-таки с
конвейера. Причём восхищённой публике представили сразу две модели -
Morris Mini-Minor и Austin Seven. Автомобили были почти идентичны (оба
оснащены 4-цилиндровым двигателем Austin объёмом 0,8 литра и мощностью
34 л.с.) и отличались лишь решёткой радиатора, колпаками колёс, да
цветом кузова. Двойная премьера была связана с широким спектром
рыночных брендов, предлагаемых корпорацией British Motor Corporation.
Конечно,
основной темой, обсуждаемой потребителями, стала конструкция Morris
Mini-Minor - как такой маленький автомобиль может быть таким
вместительным?! Здесь надо отдать должное Иссигонису, который догадался
расположить двигатель поперёк автомобиля. А чтобы ещё больше увеличить
пространство салона, поместил коробку передач под двигатель, частично
интегрировав её в масляный картер.
Но
даже это исключительное новаторство не могло гарантировать успеха
Morris Mini-Minor на рынке. Поэтому производитель доверился
проверенному способу. Помочь модели взойти на автомобильный Олимп
призвали... рекламу. Как и сейчас, так и в конце 50-х, именно реклама
являлась двигателем прогресса. Алек Иссигонис как-то сказал: «На самом
деле, люди не знают - чего они хотят. Моя работа - рассказать им об
этом». Этот принцип стал основополагающим в рекламной кампании, которую
развернула BMC в целях продвижения Mini.
Одновременно
с Morris Mini-Minor и Austin Seven производитель выпустил две яркие
рекламные брошюры, рассказывающие и наглядно показывающие - чего же не
достаёт современному автомобилисту. А не доставало ему, оказывается,
максимального комфорта, облачённого в минимальный размер (в длину
«Мини» достигал всего 3,05 метра) и имеющего ярлычок с более чем
привлекательной ценой.
Ну а пока потенциальные покупатели раздумывали - действительно
ли им всё это необходимо, неугомонный Лорд на пару с Иссигонисом уже
строил планы по созданию новых компакт-мобилей. На сей раз ломать
«стереотипы размеров» они собирались для грузопассажирских моделей. Они
пропагандировали ту же идею - компактность и вместительность
малогабаритного автомобиля, и «козыряли» новой - большим багажным
отсеком с дверями типа «Splitdoor» (доступ к грузу осуществлялся не
поднятием задней двери вверх, а распахиванием двух створок в стороны).
Так, в 1960 году был выпущен мини-фургон Mini Van. В 1961 году
появились универсалы Morris Mini-Traveller и Austin Seven Countryman. А
немного позже на рынке появился Mini Pick-Up - самый маленький пикап.
В 1961 году BMC представила ещё одну модель. Модель, ставшую впоследствии легендой...
У конструктора Алека Иссигониса помимо революционных идей в
запасе имелись ещё и талантливые друзья. Чего стоил один Джон Купер -
владелец Cooper Car Company и «инженерная звезда» гонок «Формулы-1».
Когда весь мир сходил с ума от размеров Morris Mini-Minor, Купер не мог не обратить внимания на другую его особенность - спортивный потенциал.
Не найдя у Иссигониса отклика на идею создания более мощного Mini (Алек
видел своё «детище» исключительно в образе «автомобиля для всех» и
спортивные задатки с этим никак не связывал) Джон обратился
непосредственно к руководству BMC. Один из первых лиц Британской
корпорации Джордж Харриман нашёл предложение Купера интересным и
поручил ему построить ограниченную серию Mini Cooper'ов в 1000
экземпляров.
И
Харриман не прогадал. Автомобиль произвёл не меньший фурор, чем самый
первый «Мини». Увеличенный до литра объём двигателя и максимальная
мощность в 55 лошадиных сил вызвали неописуемый восторг у публики.
Народ требовал лишь одного - ещё больше мощности!
В сентябре того же 1961 года Купер и теперь присоединившийся к
нему Иссигонис представили на суд зрителей следующего спортсмена - Mini
Cooper S - с увеличенным до 1071 куб. см объёмом двигателя и мощностью
70 лошадиных сил! Это сделало Mini исключительным явлением не только
среди серийных машин, но и среди гоночных.
В 1963 году на ралли Монте-Карло финский гонщик Рауно Аалтонен
выиграл на «Купере» в своём классе. А ровно через год другие пилоты
Mini - Пэдди Хопкирк c штурманом Генри Лиддоном - одержали полную и
безоговорочную победу на том же ралли «в абсолюте». Более того, в 1965
и 1967 годах команде Mini вновь удалось оказаться в лидерах гонки
Монте-Карло. Первое место могло бы принадлежать британцам и четыре года
подряд, однако в 1966 году решением судей тройка лидеров (состоявшая
аккурат лишь из представителей Mini) была дисквалифицирована якобы
из-за нарушения правил относительно фар.
В
то время, пока Mini Cooper S делал свою карьеру в автомобильном спорте,
его гражданские «собратья» тоже не дремали. В августе 1964 года British
Motor Corporation представила ещё одну версию классического Mini - Mini
Moke, четырёхместный багги без крыши, задуманный для использования в
военных целях. Но в итоге эта модель стала неотъемлемым спутником
рядовых водителей жарких и пляжных районов США и Австралии.
Классический
Mini тоже не застыл в своём развитии. Близился 1967 год, и BMC начала
осознавать, что пора бы «освежить» свою главную модель. Результатом
усердных работ стал новый литровый двигатель мощностью 38 лошадиных сил. В
1969 «обновлению» подверглась и сама британская корпорация. Она
поменяла своё название с British Motor Corporation на British Leyland
Motor Corporation. В этом же году с «барского плеча» автомобилям Mini
присваивается самостоятельность - с этого момента все «Мини»-модели
выходят под маркой Mini и имеют собственный значок на решётке радиатора.
Одной из первых ласточек нового бренда стал Clubman. Он был на
12 сантиметров длиннее классического Mini, и мог гордиться не только
эмблемой Mini на радиаторной решётке, но и инновациями в экстерьере и
интерьере. Снаружи обновили «передок», а в салоне на приборной панели
расположенный центрально спидометр заменили двумя круглыми приборами,
разместившимися непосредственно за рулевым колесом.
Помимо прибавления в модельном ряду Mini произошли и другие
изменения. Так, универсал, раньше именовавшийся Morris Mini-Traveller и
Austin Seven Countryman, сменил название на Estate. А вот спортивный
Cooper сняли с производства, заменив его Mini 1275 GT с 1,3-литровым
мотором мощностью 59 л.с.
К
середине 70-х на рынке появились многочисленные версии классического
Mini на любой вкус - спортивные, доступные, эксклюзивные. Но в 80-х
модельный ряд марки сузился - с производства сняли Clubman и Estate,
Van и Pick-Up, GT. А вот в 1990 году наметился подъём -
автолюбители всего мира праздновали возвращение Cooper'а. Теперь на
него устанавливался 1,3-литровый двигатель с системой впрыска топлива.
1991 год тоже ознаменовался важным событием - выпуском ещё
одного варианта классического Mini, ставшего последней моделью в этом
ряду. Это был единственный Mini, выпущенный не в Британии, а в
Германии. Один дилер из Бадена срезал жёсткую крышу с классического
Mini и скомпоновал складывающуюся мягкую, превратив его в элегантный
кабриолет. И в отличие от предыдущих опытов (а это была далеко не
первая попытка снести крышу «Мини»), данный результат оказался столь
удачным, что компания Rover Group (British Leyland Motor Corporation в
результате национализации корпорации и последующих преобразований в
1986 году была переименована в Rover Group) решила приобрести у дилера
чертежи и производственное оборудование для Mini Convertible.
Автомобиль был выпущен лимитированной серией в 1000 экземпляров и
продавался в период с 1993 по 1996 год.
Пока
классические Mini доживали свой век, в руководящих кругах решалась
судьба как самих автомобилей, так и бренда. В 1994 году немецкая
компания BMW покупает контрольный пакет акций Rover Group. Дела
«Ровера» не идут так гладко, как хотелось бы, концерн терпит убытки. И
в 2000 году BMW решила расформировать его и продать входящие в состав
британской группы марки. Выпуск Mini прекратился.
Но немецкий концерн не забросил Mini. Ещё в 1997 году в BMW
решились серьёзно взяться за богатую традициями концепцию марки. На
автосалоне во Франкфурте компания представила концептуальный Mini
Cooper, совмещающий в себе современный взгляд на классические черты
предшественника и требования к автомобилю 21 века.
Требования гласили увеличить размеры машины. Но хоть пропорции
были и увеличены, остались характерные черты, узнаваемые детали, связь
между классикой и современностью сохранилась.
В ноябре 2000 года на автосалоне в Берлине была впервые
представлена серийная версия MINI Cooper. Хэтчбек оснастили мощным
115-сильным четырёхцилиндровым двигателем. Передний привод, короткие
свесы кузова, места для четырёх пассажиров - новый автомобиль успешно
продолжал концепцию «классика». Вместе со «спортсменом» Cooper'ом на
выставке была представлена и базовая модель - MINI One. Этот «малыш»
развивал 90 л.с.
В
период с 2001 по 2004 год модельный ряд MINI успел пополниться также
модификациями Cooper S и One D (дизельная версия). «Эска» обладала
компрессорным двигателем мощностью 163 «кобылы», а «дешка», в
противовес ей, устанавливала новые стандарты экономичности. В 2004 году
к этим моделям примкнул MINI Convertible.
За
первым поколением «Мини» последовало второе. Уже в 2006 году дилерские
центры начали штурмовать более мощные, и, вместе с тем, более
эффективные MINI. Так, вторую генерацию «Купера» оснастили 120-сильным
мотором, а Cooper S - 175-сильным. Публика снова была в восторге.
А вот следующему автомобилю MINI, Clubman,
достались самые различные отзывы. BMW решила пополнить модельный ряд
подопечного ей бренда универсалом! Но и в нём можно найти черты
предшественника. Так, можно увидеть ту же двухстворчатую
распахивающуюся дверь багажника «Splitdoor», что и у модели 1969 года.
А вот дополнительная дверь «Clubdoor», которой новый Clubman снабжён со
стороны правого заднего пассажира, это уже инновация.
Но
в чём точно все сходятся, так это к слепому обожанию ещё одних
представителей MINI - трёх моделей John Cooper Works. Это MINI JCW,
MINI JCW Clubman и MINI JCW Convertible. Всё эти машины снабжены
1,6-литровым четырёхцилиндровым турбированным двигателем мощностью 211
сил! В зависимости от типа кузова машины разгоняются до сотни за
6,5-6,9 секунд и развивают максимальную скорость в 235-238 км/ч.
Эти
три чемпиона производятся наряду с другими моделями MINI на заводе в
Оксфорде. Кстати, MINI тут занялся подсчётами в честь юбилея и
насчитал, что за все 50 лет производства автомобилей Mini было выпущено
6,8 миллионов экземпляров машин! Ну что ж, нам остаётся только пожелать
в столь знаменательную для бренда дату, чтобы его дальнейшая история
насчитала не меньше лет и не меньше «миников», хороших и разных, но
неизменно любимых публикой!
Несколько интересных фактов о MINI Помимо
истории завоевания автомобильного Олимпа, MINI может похвастаться
историей завоевания сердец покупателей. Ведь кто только за полвека
производства «Миников» не успел побывать за рулём этих очаровательных
машин.
Так, в своё время не только оценила классический Mini, но и
помогла ему в плане рекламы сама королева Англии - Елизавета II. В 1960
году она прокатилась на нём по Виндзорскому парку. Снимки этого
символического «тест-драйва» тут же попали в прессу. С того момента
Mini стали машинами, которые просто необходимо было иметь в каждом
доме. А как иначе? Ведь сама королева одобрила этот автомобиль.
В 1964 году обаянию Mini поддался и Энцо Феррари. Получив от
старого друга Алека Иссигониса в подарок классический «Мини», Энцо
затем уже самостоятельно стал обладателем ещё двух «мини-британцев».
В
этом же году Джон Ленон, ещё не имевший прав покупает Mini для своей
тогдашней жены Синтии Пауэлл. Ну а впоследствии практически все
участники легендарной ливерпульской группы «Битлз» стали владельцами
этого замечательного авто.
Даже
Стив МакКуин, знаменитый актёр и автогонщик, известный своей страстью к
Porsche и Ferrari, не устоял перед автомобилями Mini. Естественно, его
коллекцию пополнила спортивная модель Mini Cooper S.
Но
если знаменитости выражали свою любовь к Mini, выделяя им почётное
место в своём гараже, простые смертные проявляли нежное чувство иным
способом. Так, в 2000 году 18 женщин из британского графства Бирмингем
решили доказать, что классический Mini гораздо вместительнее, чем
заявляет производитель. Они все поместились (хотя точнее будет
выразиться «утрамбовались») в миниатюрном хэтчбеке. Их старания даже
были занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Однако продержаться в лидерах
девушкам удалось всего четыре года. В 2004 году энтузиасты из Афин
забрались в уже современный MINI в количестве... 21 человека! Этот
рекорд также значится в Книге Гиннеса. А в Интернете можно найти видео, где MINI штурмуют уже 22 человека. Вот такая любовь!