Austin Seven/Morris Mini Minor, 1959-й: длина - 3,05 м, объём двигателя - 0,85 л, мощность - 24 л.с., коробка передач - четырёхступенчатая механическая. Стоимость - 500 фунтов стерлингов. Оригинальный Mini.
MINI Cooper Clubman, 2008-й: длина - 3,94 м, объём двигателя
- 1,6 л, мощность - 120 л.с. (бывает и больше), коробка передач -
шестиступенчатая автоматическая. Стоимость - 16,5 тысяч фунтов
стерлингов (в России - 1 миллион рублей). Mini?
Самое
удивительное, что да! Clubman - чистой воды Mini. Он насквозь пронизан
духом предшественника, всё в нём говорит о том, что он - часть большой
Mini-легенды. Вот только какой?
Легенда Mini
В конце пятидесятых, когда в Великобритании из-за Суэцкой войны
начались проблемы с нехваткой нефти, большие автомобили стали
непозволительной роскошью. И в компании British Motor Corporation (BMC)
решили сделать экономичный автомобиль. Не просто машину поменьше и
подешевле, а по-настоящему маленькую. По невообразимому замыслу
руководства BMC - не больше коробки размером 10x4x4 футов (3x1,2x1,2
метра)! Но нашёлся человек - Алек Иссигонис, который доказал, что
невозможное - возможно, не только найдя в этой коробке место для
моторного отсека, салона и багажника, но и заставив её ездить.
Конечно, кризис в Британии со временем прошёл. А Mini остался. Как и Volkswagen Beetle,
он стал не просто народным автомобилем, а предметом культа. Результат -
более сорока лет серийного производства без серьёзных изменений
конструкции и более пяти миллионов выпущенных машин.
На
рубеже веков английская марка досталась BMW, за дело взялись немецкие
специалисты. Здесь Mini и превратился из просто машины в легенду, и
даже называться стал большими буквами - MINI. А наследник классика стал
новой частью этой легенды. Лишь идейно ограниченный в размерах, со
сложной конструкцией, с высокой стоимостью - он стал совсем не народным
автомобилем, игрушкой не для всех. Но любимым всеми, потому что был
сделан на славу. Так как специалисты BMW не лыком шиты, MINI не только
выглядел весело и стильно - он ещё и ездил так же.
Countryman? Traveller? Clubman!
Но даже игрушечные машины должны подчиняться «взрослым» рыночным
законам. Спустя три года с начала производства «нового MINI» модельная
гамма марки стала расширяться, появился кабриолет. Уже в 2006-м выходит
«новый Мини» второго поколения. Ещё год - и на его базе возникает
универсал, который получил имя Clubman.
Но
не думайте, что последний - размытие имиджа «классической» легенды. В
1960-м году, так же спустя год после начала производства оригинальной
версии, в серию запустили Austin Seven Countryman и Morris Mini-Minor
Traveller - трёхдверные универсалы с удлинённым кузовом и распашными
задними дверьми. Теперь понятно, почему двери нового универсала
открываются точно так же?
Clubman
начинается именно с них. И пусть практической пользы от распашных
дверей никакого, объём багажника этого универсала меньше любого
хэтчбека, а в заднем стекле хорошо видно только центральную перегородку
- весь смысл Clubman именно в них. Равно как и в тех дверях, что
расположены с правого бока. Практической пользы от них тоже не шибко
много: во-первых, дополнительную створку может оценить лишь правый
задний пассажир - с левой стороны такая дверь отсутствует, а
перебираться через центральный тоннель - что заниматься акробатическими
упражнениями. Во-вторых, на стеснённой парковке распахнутые в разные
стороны створки - западня! Открытые двери перекрывают пути к отходу.
Но какое это имеет значение? Универсал MINI - не универсал Volvo.
Посмотрите, какой шарм излучают все эти бесполезные вещи! Высший класс,
правда? Взять хотя бы обрамление багажника: как у классической версии
Woody, только вместо деревянных панелей - пластиковые. Плюс полоски,
хром, отделка и разные цвета по всему кузову и салону.
Но
одним декорированием достоинства не ограничиваются. Clubman - это MINI.
MINI BMW. У него не просто всё работает так, как надо. У него всё
работает идеально. Во всяком случае - то, что касается управления.
Рулевое? Блеск! «Автомат»? Идеальный! Педали, рычаги, кнопки... Всё,
всё работает превосходно!
Если вы и сможете к чему-либо придраться, то это будет выглядеть
примерно так: «Информативный руль он... слишком лёгко вращается. А
коробка, быстро и плавно меняющая передачи, она чересчур часто делает
это». Но стоит нажать кнопку Sport (она из многочисленного списка
опций, но стоит всего 6 тысяч рублей) - и даже эти несуразные жалобы
будут исправлены. Пожалуйста - руль налился тяжестью, а «автомат»
дольше держит пониженные передачи. Если же вы снова придумаете
нарекания, то стоит вернуть обычный режим - и все они пропадут.
У
нового MINI появилась даже плавность хода, которую, правда, хватает
только на небольшие неровности. Ведь, по слухам, у прежнего поколения
ходов подвески не хватало даже на препятствия больше монеты.
Но на самом деле, если чего и не достаёт в ездовых качествах, то не
комфорта, а искорки. Это же MINI, он должен быть озорной! А он едет
точно, быстро, но слишком, слишком надёжно. При таком азарте даже
немного скучновато. Ведь даже самые старые классические Mini имели
буквально «картинговую» управляемость - вместо пружин у них были
жёсткие «резинки».
В
принципе, для версии Cooper S предусмотрена более жёсткая подвеска
Sport. А John Cooper Works предлагает ещё три комплекта
пружин/амортизаторов. Да-да, универсалы также могут быть подвергнуты
заводскому «тюнингу» JCW!
И насколько мини?
«Мини» обычно хорошо относится к женщинам. Мини-юбки, мини-шорты,
журнал MINI... У мужиков «мини» обычно ничего хорошего не значит. Но
если ты скажешь, что у тебя «Мини-Купер» - это совсем другое дело.
Clubman - это MINI для четверых. Или другой, по-иному оформленный
MINI. Но MINI! Не меньше, чем любой другой - как в прямом, так и в
переносном смысле.
В былые времена выпускались хэтчбек, универсал, купе, фургон, пикап,
и даже внедорожник MINI. И все - на одном шасси! Так что больше современных «Мини» - хороших и разных.
|
|
MINI для четверых |
|
|
Недостаточно озорной |
|