Соль, песок и «лунные» пейзажи дались непросто… Четыре тысячи километров тремя(!) самолётами (хорошо, на сей раз обошлось без
рогатых оленей и перевязанных собак). Две пересадки – во Франкфурте и
Лионе. Чёрт побери! Мы не ищем лёгких путей! А кто сказал, что будет
легко? Устали? Пожалуй. Но не до этого нам. Потому что нас ждут великие
свершения! Сахара. Пять дней Сахары. 750 километров тренировок с
лопатой под изнуряющим африканским солнцем. И 12 Volkswagen Touareg.
Чтобы
доказать, что суровые условия Туарегам по зубам, организаторы подшефной
Фольксвагену школы повышения водительского мастерства Volkswagen
driving experience устроили тест-драйв в Тунисе.
Туареги – (сами себя называют – имощаг или имошаг) народ группы
берберов, проживающий в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и
Ливии. Кстати, пустыня Сахара своим названием обязана туарегам.
Название «Сахара» – это не что иное, как арабский перевод туарегского
слова «тенере», означающего пустыню
|
Наконец-то прилетели. Аэропорт города Тозёр. Парковка. Вот они (осторожно шёпотом). Замерли. Ждут. 12. Всё, как на подбор, – на пневмоподвеске, с V-образными дизельными «шестёрками» TDI о 225 «конях»… Январь, февраль… …ябрь, …ябрь, …абрь… Вот они, голубчики (улыбка)! Боитесь нашего брата?! Никуда теперь не денетесь, голубчики. Что русскому хорошо – немцу смерть, да? Ишь, стоят… Улыбаются… И не страшно вам?
Большинство слоняющихся по пустыне верблюдов – стреножены. Чтоб далеко не убежали. Домашние они, их просто погулять отпустили
|
А чего бояться-то? Чего они не видели? Бездорожья что ли? Терновый куст – их дом родной. Пневмоподвеска с изменяемым клиренсом и жёсткостью, нестандартные пуленепробиваемые внедорожные «катки» Pirelli Scorpion ATR, размерностью 265/70 R17, заламинированные антиабразивной плёнкой бока… Они ждут и радуются. Радуются тому, что скоро им предстоит очередное погружение в пустынный перформанс. И мы тоже ждём. Прям даже вспотели все. Скорее по машинам!
«Будь готов!» «Копать всегда!» «Будь готов!» «Копать везде!»
Лозунги, будь они неладны, легко скандировать, но не воплощать в жизнь…
|
Первую сотню километров по тунисскому асфальту (кстати, дороги там большей частью замечательные) проглотили за один присест – даже не заметили. Оказалось, что на твёрдом покрытии поведение Туарегов, обутых в высокие внедорожные «лапти», испортилось совсем несильно. Курсовая устойчивость даже на неровной дороге великолепна – бросаешь баранку, ну хоть бы на сантиметр сбился с траектории. Информации на руле, как и раньше, с избытком. Да, реакции на поворот стали несколько более размазанными, да, стабилизируется Туарег после манёвра менее охотно. Ну что ж поделать! Ориентация на бездорожье. Отрежь и отдай.
Кин-дза-дза? Плюк? Господин Уэф? Дудки! Звёздные Воины, Татуин и
Энакин Скайвокер (он же Дарт Вейдер). Честно признаться, Эпизод второй
не смотрел, но красоту «лунных» пейзажей прочувствовал всем нутром на
месте. Чёрт возьми – сам Вейдер был здесь!
|
Кстати! А вот и оно. Давненько мне не приходилось тестировать автомобили на выносливость. Нет, фольксвагеновцы всё-таки молодцы. Хорошо всё устроили, побить на бездорожье машины нам удалось изрядно. Тунис – страна разнообразнейших ландшафтов. Сколько будешь ехать – пейзаж всё время разный. Полупустыня сменяется пустыней, кочующие дюны, соляные озёра, горы, наконец. В общем, разгуляться есть где… Постоянный ветродуй и песок, который везде – на зубах, в носу, в волосах, в объективе… Э-э-э, как бы технику не загубить!
Огромного соленое озеро Шотт эль Джерид, длина и ширина которого
составляют 120 и 60 км, находится в сорока минутах езды от города
Тозёр. В период зимних дождей Шотт эль Джерид превращается в мелкое
солёное озеро, в сухое время года пересыхает
|
Так, хватит. Может пора приступить к приключениям?! Прощай дорога,
здравствуй песок. Отрубаем ESP, включаем «понижайку», задираем кузов и
сваливаем в пустыню.
Кажется, началось. Караван гусеницей ползёт
по барханам. Вправо, влево, вверх, вниз. Стоп-машина! Кто-то сел.
Колонна застыла. Всё. Чеши грудь – сливай воду. Теперь лопата наш
лучший друг. И так тридцать раз к ряду. Тяжело в ученье…
На трассе скучать не пришлось – заодно я проверил работу активного
круиз-контроля. Что ж, работает он, пожалуй, лучше, чем у конкурентов.
Перенацеливается на раз, и ехать позволяет даже в плотном городском
потоке со скоростями, близкими к нулевым. После поворотов более чем на
90 градусов умный «круиз» не отключается, а быстренько ловит ушедший из
поля зрения автомобиль и даёт команду вновь следовать за ним
|
Первое, и, пожалуй, главное правило на слабонесущих грунтах – плавность и умеренность во всём. Чем плавнее управляешься с тягой, тем лучше. Чуть переборщил с газом – считай закопался. Ехать в рваном режиме – беспричинно разгоняться и интенсивно тормозить – тоже нет резона. Часто, особенно на мощных машинах, когда вы жмёте на газ, часть грунта выбрасывается из-под колёс. Автомобиль садится ниже, и выбираться ему из самостоятельно вырытых ям сложнее. Если впереди наметился сложный участок, лучше преодолевать его на одной передаче, не переключаясь. На каверзных покрытиях важно всегда поддерживать скорость и тягу. Здесь работает принцип снегохода на воде. Пока скорость и тяга есть – ты на плаву.
За всю дорогу даже ни одной шины не пропороли. Хотя камни на их
долю выпадали ох какие острые. Кстати, наши Туареги были обуты а
нестандартные «катки» Pirelli Scorpion ATR размерностью 265/70 R17. В
арки они еле уместились. При поворотах внешние плечи передних колёс
мочалили подкрылки
|
Что-то часто стали копать! Песок «потяжелел» и подъёмы круче.
Стравливаем давление в шинах до одной атмосферы и принудительно
блокируем межосевой и задний межколёсный дифференциалы. Ну вот, совсем
другое дело? Двадцать минут уже едем без остановок… Так-то оно лучше,
надёжно, но не интересно – с заблокированными дифференциалами каждый
дурак сможет. Принудительная блокировка существенно повышает «порог
застреваемости», она важна и эффективна при трогании с места, но
трансмиссии от этого не легче – постоянный «перенапряг» грозит
повышенным износом. Так что оставим эти игрушки для новичков.
Усложним
задачу – отключаю блокировки и с распущенной трансмиссией карабкаюсь на
гребень очередного бархана, но не как обычно, а под углом. Посмотрим,
как себя поведёт машина при диагональном вывешивании. Ты смотри! И
здесь выкрутился. Сколь либо заметных пробуксовок не обнаружилось.
Заметен лишь рокот электроприводов блокировок диффов… Эх! Насколько же
своевременно это всё срабатывает! Значит даже в автоматическом режиме
трансмиссия способна помочь выкрутиться из большинства неблагоприятных
ситуаций.
На
самом деле мне не верилось, что в таком режиме наши Туареги долго
протянут. Слишком нещадно наш брат журналист с ними обходился. Побили
машины мы основательно. Да и организаторы, конечно, тоже хороши. Водные
преграды и грязевые «ванны» – только с ходу. Высохшие русла рек,
затопленные участки соляного озера, барханы, «лунные» кратеры… Всё
вприпрыжку и только на «мысочках». Ба-бах! Это мы приложили защиту
двигателя оземь в колее. Хрясь! А это рычагом выковырнули очередной
валун. К-к-к-х-х – отозвался о происходящем порог. – Что это было? – А
чёрт его знает. Вышли, осмотрели – вроде ничего. Поехали.
Две ночи мы провели в оазисе Ксар Гилан. Ночевали в палатках с
удобствами. Для приезжих в оазисе специально построили башню, кроме
барханов с неё ничего не видно
|
Даже у меня порой сердце обливалось кровью. Ну нельзя же так с техникой! Кстати, многие из журналистов к нещадно-садистскому стилю перемещения так и не привыкли. Интеллигентничали с техникой до последнего. И… застревали. Тот, кто продолжал интеллигентничать снова застревал. А я, наоборот, пустился во все тяжкие. Ну уж если ТАКИЕ испытания наш Туарег выдержал, не грех спровоцировать что-то, где «проходимец» точно спасует.
Гулять,
так гулять. Отжечь удалось, конечно, капитально. На закате, не доезжая
нескольких километров до лагеря, мы намеренно с коллегой-напарником
отстали от каравана, мол, провести фотосессию (не дай бог кто из
организаторов увидит наши издевательства). Специально выбрали
труднопроходимое местечко среди барханов с большим перепадом высот.
Дальнейшее можно охарактеризовать единственной фразой – «ложкой снег
мешая».
На Туареге отключаемая противозаносная система позволяет
поскользить в удовольствие и вступает в действие в самых крайних
случаях. В песке, естесственно, она лучше всего помогает в состоянии off
|
Изверг я, не иначе! Осторожничал сначала на подъёмах, аккуратничал
на спусках… Но после трёхминутной разминки обнаглел в конец. Каверзы
грунта давно ясны и чёртик под ложечкой засвербел: «На газ-то будем
нажимать? Или так и будем тащиться?»
Дальше себя я ощущал
съехавшим с катушек Дон Кихотом, только сражавшимся не с мельницей, а с
песчаными дюнамии… И вместо Росинанта у меня был Туарег, который со
стороны, наверное, больше напоминал скачущего по пустыне бешеного
верблюда, объевшегося белены. Мы сегодня фавориты, и нам не до шуток…
Впереди
осыпающийся подъём с подветренной стороны. Градусов сорок, не меньше.
Полный вперёд! Разгон с буксом, Мой «Росинант» приседает на задние
«ноги» и устремляется вперёд! Нос всё выше и выше. Прощай земля,
здравствуй небо. Пробуксовка. Вихри песка. По диагонали брюхом сношу
гребень бархана. Ф-ф-ф-х-х-с-с-с-с… Это поднятое в заносе песчаное
облако захлестнуло крышу. Ёлки-палки! Не видно же ничего! Сброс газа.
Что там внизу? Чёрт его знает. Тормоз. Ещё мгновенье и машина
обрушивается вниз. Почти секунда в почти невесомости. Устрашающей силы
удар – Touareg, изрядно приложившись «мордой», разгребает перед собой
песок и прорывается вперёд. Уже автоматом наметилась траектория к
следующему «трамплину». Разгон, отрыв… И-и-и-и-и… Вот это я понимаю!
Вот это кайф!
Не
верится, что всё это происходит со мной. Ты сливаешься с автомобилем в
одно целое. Ты ощущаешь каждый перегиб поверхности на удалении 50
метров. Ты позвоночником чувствуешь, как поведёт себя Туарег и через
пять, и через 10 секунд … Ты убеждён в своей вседозволенности и
непоколебимости. Ты заодно – с этим креслом, с этими дюнами. С песком
этим и колючками. Вприпрыжку. На мысочках.
– Эй, полегче! Тарахтит мне друг Василий по рации. – Тебя сейчас на метр подбросило! Смотри «уши» не сделай…
Я даже не заметил этого…
– Хватит! Хва-а-атит уже! – трещит рация.
Разгон!
Тормоз. Поворот, газ… Туарег, немного поскользив передней осью,
срывается в занос. Боком в заносе прохожу намеченную дугу…Ты смотри,
каков, а! И это несмотря на симметричный привод. Браво!
Матчасть
издевательства выдержала. 750 километров, большая доля которых
приходилась на песчаные дюны и «лунный» полупустынный ландшафт, – не
простое испытание. Ехать к конечному пункту назначения в колонне с
большой скоростью после моих безбашенных прыжков поначалу было
страшновато. Но нет, вроде всё нормально. Ничего не стучит, в сторону
машину не тянет, а значит углы установки колёс не «уплыли». Конечно,
скрипов в салоне к концу нашей поездки добавилось – интерьер растрясли
основательно.
Пейзаж и флора за бортом меняется ежечасно. Один ландшафт
перетекает в другой: вот вроде только была песчаная пустыня с огромными
барханами, и уже её сменяет каменистая полупустыня
|
Из двенадцати машин, участвующих в пробеге, лишь у одной (у нашей,
кстати) треснула пластиковая оправа противотуманной фары. А что вы
хотели? Слишком низко они расположены. Неудачно, скажете? Да нет,
напротив, «линзы»-то целы, они как раз заглублены таким образом, что
«достать» их нужно ещё умудриться.
У
двух Туарегов сорвали передний бампер с посадочных мест. Оба раза это
происходило, когда застрявшую машину пытались вытолкнуть задним ходом
«против чешуи» при помощи посторонней силы. Кстати, бамперы на место
были установлены тут же в полевых условиях. Ремонтопригодность –
пожалуй, одно из главных качеств для внедорожника.
Какой
же вывод? Туарег – это Универсальный автомобиль с большой буквы. В
«боевых» условиях это подтвердилось ещё раз. На асфальте, особенно если
он обут в хорошую дорожную резину, немец радует прогнозируемым
поведением. Но и на сложных ландшафтах он чувствует себя превосходно.
Геометрическая проходимость великолепна. Трансмиссия – чудо как хороша.
Сначала в преодоление песчаных вершин верилось с трудом, всё-таки не
рамный Land Cruiser 200. Если бы мне показали за день до поездки
места, по которым мы играючи проскакали, не поверил бы, что Туарег на такое способен.
В пещерном городе Матмата Джордж Лукас снимал Звёздные войны, а
Стивен Спилберг – Индиана Джонс. Берберы, проживающие в этой местности,
издревле строили свои жилища в земле. Почва здесь очень мягкая, поэтому
использовать её как строительный материал почти невозможно. Легче
вырыть глубокий котлован – хауш (он играет роль внутреннего двора) и
сделать подземные галереи. Такое жилище, кстати, хорошо спасает от
дневного зноя
|
Ну что? Ждём «второй серии»? Интересно насколько более продвинутым в плане внедорожности станет второе поколение? Скоро узнаем – ездовые испытания уже вовсю идут. Кстати, по слухам предсерийный образец Туарега номер два покажут уже осенью во Франкфурте. Будем ждать.
Текст: Виталий Кабышев
Фото и видео: Виталий Кабышев и Василий Сергеев