Продам себя. Дорого.
Кто первый называет сумму, тот и проигрывает – с этим
правилом знакомы и соискатели, и работодатели. И обычно задать вопрос о
деньгах вынуждают именно соискателя. WDay.ru выяснял способы продать
себя подороже.
Весь процесс трудоустройства устроен так, что соискателю приходится самому называть ожидаемую сумму заработной платы. Сначала ее нужно указать в резюме, потом озвучить в кадровом агентстве и, наконец, на собеседовании с работодателем.
Если вы назовете слишком большую сумму, вам, скорее всего, откажут. А
если слишком маленькую, то вряд ли предложат больше, даже если вы
попросили меньше, чем предусмотрено бюджетом.
Отмалчиваться и скромно закатывать глаза в ответ на прямо поставленный
вопрос «сколько» - глупо. Еще глупее – называть сумму, что называется,
«с потолка».
Что же сделать можно? Если вопрос застал вас врасплох, можно
поинтересоваться, какая зарплата предусмотрена бюджетом. Обычно в ответ
работодатель называет «вилку», и тогда имеет смысл разговаривать о
верхнем ее пределе.
Но чтобы не выглядеть на собеседовании бледно, полезно быть в курсе рынка зарплат по вашей специальности. Благо, возможностей это выяснить у вас есть масса.
Сколько я стою?
1. Спрос и предложение.
Выяснить соотношение спроса и предложение на вашу специальность можно на разных сайтах по поиску работы. Причем, как везде, лучше собрать данные из нескольких источников и сравнить.
Текущую статистику по вакансиям публикует популярный интернет-ресурс Rabota.Ru.
Там можно найти обзоры зарплат по большинству популярных
специальностей, а также соотношение количества резюме соискателей и
предложений работодателей. Например, из этих обзоров четко видно, что в
мае этого года произошел резкий рост спроса на маркетологов: было
опубликовано 708 вакансий и всего 410 резюме. Очевидно, что такая
ситуация выигрышна для соискателей, поэтому и зарплату можно попросить
большую.
Другой популярный ресурс по поиску работы, HeadHunter
выпускает ежегодные обзоры рынка труда. Они полезны тем, кто загодя
планирует менять работу и хочет понять, что происходит и будет
происходить с рынком труда в долгосрочной перспективе.
Еще один сервис для самооценки – УЛОВУМОВ.
Там нет скучных обзоров, все предельно просто и прагматично. В разделе
«Анализатор зарплат» вы вводите название своей специальности, регион, в
котором живете, и желаемую зарплату. В результате получаете ответ,
насколько реальны ваши ожидания. А заодно и предложения работодателей,
которые готовы предложить столько же или больше.
И, конечно, если есть возможность, лучше всего дополнительно
проконсультироваться со знакомым рекрутером. Известно ведь, что мы
знакомы с любым человеком на Земле через 6 рукопожатий. Звучит
невероятно, и редактору WDay очень хочется это проверить, но пока она
не нашла ни одного опровержения этому утверждению. Так что, скорее
всего, и у вас найдется знакомый рекрутер в ближайшем круге.
Кстати, элементарное правило, которым руководствуются многие при
смене работы: будущая зарплата должна быть (минимум) на 10—15 % выше
предыдущей. Если, конечно, вы не дауншифтер.
2. Активы.
Ваша зарплата может и должна быть выше среднего, если вы обладаете
знаниями и квалификацией, которой нет у конкурентов. Вашу цену может
поднять:
-
диплом престижного ВУЗа (его краснота тоже имеет значение, но не такое существенное, как громкое имя);
- кандидатская или докторская степень;
- работа в компании с именем и репутацией;
- иностранные языки (чем больше, тем лучше);
-
дополнительное образование
в смежной области или наличие сертификатов или лицензий, дающих вам
дополнительные права и возможности (экзотический для женщин, но самый
яркий пример – лицензия на оружие для охранников);
- руководство или участие в запуске работающего проекта;
- ваши личные качества и достоинства.
3. Обстоятельства.
Уже придя на собеседование можно выяснить, за счет чего можно поторговаться в каждом конкретном случае. Или за счет чего можно уступить:
- Престиж: в маленькой и малоизвестной компании вы можете получить
больше, чем работая на известный бренд. Особенно если вы переходите из
второго в первую. Более того, одна из распространенных карьерных
стратегий заключается в том, чтобы поработать два-три года на износ в
компании с известным именем, а потом найти свое тихое и денежное место в более мелкой фирме.
- Расположение офиса. Ездить на работу в Алтуфьево может быть удобно
только жителям Алтуфьева. Поэтому готовность каждый день приезжать к 9
утра на работу на другой конец мегаполиса работодатель должен как-то
оплачивать. Другой вопрос, будет ли это прибавка к зарплате,
компенсация проезда, или корпоративный транспорт.
- Переработки. В объявлении написано «молодая перспективная компания поощряет сверхурочную работу»?
Хорошо бы, это поощрение имело какой-то материальный эквивалент.
Поэтому, если работодатель сразу честно предупреждает, что работать
придется больше, чем положено по ТК, имеет смысл сразу просить больше,
чем в среднем по отрасли.
Соответственно, обратное тоже верно:
если вы работаете в известной компании, в удобно расположенном чистом и
светлом офисе, под руководством прекрасного адекватного человека, по
удобному вам графику, можно примириться с некоторым понижением в
деньгах.
Знай себе цену, если хочешь стать лучшим
Эта история размещена на сайте Rabota.ru. Мы приводим ее здесь,
чтобы показать, как важно знать себе цену, чтобы продать себя подороже.
Екатерина, специалист в сфере журналистики и PR, убедилась в этом
на собственном опыте. Ее пригласили на собеседование в рекламное
агентство. Клиенты — «звезды», местоположение офиса — двухэтажный
особнячок, обстановка роскошная. Катя успешно прошла два собеседования,
выполнила тестовое задание. К единому знаменателю ей и директору
агентства мешали прийти только расхождения в плане зарплаты.
Катя хотела больше, чем было готово платить агентство. Причем с
желаемым уровнем вознаграждения директор ознакомился еще на этапе
чтения Катиного резюме. Но, видимо, решил, что Катя, увидев роскошный
офис, согласится снизить планку. Он был удивлен ее упорством, однако от
мысли о сотрудничестве не отказывался.
Пока агентство торговалось, Катя обнаружила о нем в интернете
совсем не лестную информацию. В агентстве практиковались переработки,
задержка зарплаты и «хозяйское» отношение к сотрудникам. В это же время
Кате поступило предложение о работе из банка. Требовался
пресс-секретарь, условия Кате подходили идеально. Между тем агентство
начало «поддаваться». Кате сообщили, что согласны платить заявленную в
резюме сумму, но после окончания 3-месячного испытательного срока.
Катя напомнила, что планировала получать ее с в первого же месяца, и
отправилась на собеседование в банк. И тут началось самое интересное.
В выходной день ей позвонил эйчар агентства и сказал, что ее
условия принимают. Катя уже прошла собеседование в банке, ей сделали
предложение, так что в работе в агентстве она уже не была
заинтересована. Не ожидая положительного ответа, она поинтересовалась,
возможно ли получать эту сумму «чистыми», без вычета 13 %. И спустя
неделю с удивлением услышала голос директора, который сообщил ей, что
агентство и в этом решило пойти навстречу такому высококлассному
специалисту, как Катя, и ждет ее на работу. Катя все-таки приняла
приглашение банка. Но правило «знай себе цену» для нее при
трудоустройстве с тех пор — №1.
|