Отдельные охочие до шопинга жители Петербурга взяли моду
отовариваться в магазинах финской столицы Хельсинки. Мы их не осуждаем,
хоть и усматриваем некую рисовку – магазинов ведь и в Питере навалом.
Вылазки же местных дрифтеров на финские трассы – не выпендреж, но
необходимость. Иначе все так и будут ездить аки школьники, не
поднимаясь выше первой передачи…
Гонять по импровизированным трассам вообще-то не зазорно. Первые
энтузиасты картинга сражались на парковках супермаркетов, объезжая
пивные банки – а теперь это смешное развлечение стало «путем в
профессиональный автоспорт». Но шаловливые дети вырастают из коротких
штанишек, а шаловливые водители – из имеющихся трасс. Добрый год
питерцы шлифуют асфальт площадки на проспекте Непокоренных. Наличие
места для тренировок и общения – факт безусловно положительный. Но на
фоне мировых достижений в езде боком происходящее выглядит как «кружок
юного дрифтера»: скорость – не выше семидесяти, редко кто рискует
воткнуть вторую передачу…
…трасса в Коуволе целиком проходится на второй передаче при скорости
под девяносто. В идеале боком можно ехать целый круг (восемь поворотов
и короткий прямик), и во время соревнований оценивается прохождение не
какого-то отдельного отрезка, а всей трассы. Автодром в Аластаро – еще
один шаг вперед: скорость вырастает до ста десяти-ста двадцати, и
машину ставят боком уже на третьей передаче. «Первые две-три попытки
дались тяжеловато, - делится впечатлениями Евгений Леонов, известный в дрифт-тусовке как Маэстро.
– Не сразу понял, где пролегают идеальные траектории, не сразу нащупал
предел возможностей машины. Да и машина оказалась слабовата. Полноценно
выступать в Аластаро можно, имея под капотом три сотни сил и больше, а
мой 200SX на
момент дебюта в финских соревнованиях выдавал не больше двухсот
пятидесяти. Накануне следующей поездки в Финляндию мы подняли давление
наддува, а подвеску «зажали», сделали ее ощутимо жестче. В результате
возросла скорость движения по трассе, а в заносе я смог двигаться
дольше и увереннее…» Результаты питерцев оказались противоречивыми: они
уверенно попадали в число шестнадцати лучших по итогам квалификации, но
на парных заездах выбывали из борьбы в первом же раунде.
Продвижением дрифта на территории Финляндии занимается компания X-treme.fi – она же устраивает местные тюнинг-слеты (включая главный – октябрьское Xtreme Car Show
в Хельсинки) и мероприятия вроде гастролей гонщиков на бигфутах. В год
проводится шесть-семь гонок, некоторые из них заодно включены в
календарь всескандинавских и даже всеевропейских турниров. Так что, на
финских трассах вполне можно повстречать хорошо знакомую нам ирландскую
команду ProDrift или голландца Пола Власблома на своем «дрифт-вагоне» BMW E36 с агрегатами от М3 – с последним Евгений Леонов даже смог сразиться в первом раунде парных заездов.
Финны не просто принимают раз в год этап King of Europe Drift. Стараниями Xtreme.fi
(ассоциация автоспорта Финляндии) в стране проходят профессиональная
дрифт серия, любительская дрифт серия и этапы европейского чемпионата Nordic Pro Drift, география которого помимо Финляндии захватывает Англию, Германию и другие страны.
Для того чтобы принять участие в любом из этих соревнований
необходимо: автомобиль, финская виза и лицензия, к примеру, РАФ на
участие в ралли. Все остальное стандартно: права, документы на
автомобиль, наличие минимум 25 евро и деньги на страховку.
Разница между соревнованиями любителей и профессионалов в наличии
парных заездов. Если в машине не установлен каркас безопасности – вам к
любителям. Если есть каркас – к профессионалам, и в случае успешного
преодоления квалификации, вас ожидают парные заезды.
Большинство финнов выступают на Nissan S13 и S14, причем очень популярна замена морды на S15. Но есть и Pontiac Trans-Am, пилот которого стабильно в тройке призеров на финских этапах KOE Drift и соревнованиях Pro класса. Стабильно приезжают участники команды Nordic ProDrift.
Все машины подготовлены весьма серьезно – у профессионалов нет авто
слабее 350 сил, а машины почти целиком построены на деньги спонсоров.
Финны изучили свои трассы почти наизусть. Среднее количество
участников: 18 – 20 пилотов в любительской серии и 26-28 в зачете
профессионалов.
Заглядывают в гости к финнам норвежцы и шведы. Они уже явление
обычное, а вот русские – пока в диковинку. Судьи сначала удивились
участникам из России, затем порадовались их второму визиту, а в третий
раз, по ошибке пригласили Евгения на квалификацию Pro класса. Евгений
квалифицировался на 15 месте, и в день парных заездов, между судьями
(дружелюбно к нам настроенными) и маршалами разгорелся настоящий
хип-хоп батл с частыми упоминаниями чьих-то матерей. В итоге, маршалы
вопросы безопасности отстояли и Евгений, без каркаса до парных заездов
допущен не был. Поехал среди любителей. Но можно сказать, что до
приезда в Финляндию питерцы не дрифтили вообще – площадка на
Непокоренных позволяет лишь почувствовать машину, а 5 тренировочных
часов в Куоволе и по два training day в Аластаро – уже серьезная
тренировка, плюс сами соревнования. Поэтому выступления двух российских
дрифтеров, это не пролет над Парижем в форм-факторе стада напильников,
а серьезный и положительный опыт
Как ЭТО было
CHE Drift Team в лице Тимофея «Тимона» Кошарного (Silvia S14) и Евгения «Маэстро» Леонова (Nissan 200SX), ЧЕ Техничко (грузовик DAF) и болельщиков на «Эвиках» и «Скаях» приезжали на соревнования трижды: King Of Europe Drift Series в Аластаро, и соревнования от X-Treme.fi в Куоволо и Аластаро.
Трасса в Куоволо – под вторую передачу на скоростях 80-90
км/ч. 8 поворотов и один прямик – ее практически всю можно пройти
боком, причем в зачет шли два круга безостановочного прохождения.
Судили участников по какой-то странной системе, которую Евгений,
например, так до конца и не понял – максимально возможная для участника
оценка – 14 баллов. По итогам соревнований Евгений занял 9 место из 18
любителей. Опыт (экспириенс) подрос настолько ощутимо, что пришлось
оборачивать вокруг ноги. Увеличился угол, увеличилась скорость, выросла
зрелищность…
В Аластаро трасса более скоростная. Весьма интересный трек со
сложными поворотами, протяженностью около 4 км. Полноценное кольцо,
которое соответствует всем требованиям FIA. Проходится уже на
третьей, со скоростью 100-120 км/ч на входе в занос. В зачет шли
последние 4 поворота на трассе (примерно километр трассы).
На трассах присутствуют внушительные зоны безопасности и в каждом
повороте дежурят маршалы, предупреждающие об опасности. Случается,
конечно, всякое (слава Богу, редко), поэтому рядом с трассой постоянно
техничка, пожарники и скорая. Организация соревнований на уровне – все
четко, очень четко. После многих российских соревнований по дрифты и
особенно дрэгу, даже непривычно, что все идет по расписанию – минута в
минуту.
Все соревнования, помимо постоянных участников объединяют еще и
тюнинг-шоу + дрэг и девушки. Финны выставляют свои машины, а девушки
старательно намывают их грудями – красиво вымывшая больше машин девушка
получает заслуженный респект от зрителей и символические призы. В
Куоволе в роли дрифт-такси выступал 33-й «Скай» седан с четырьмя
ковшами в салоне и 450-ю силами под капотом. Всего 30 евро с места.
Пакетики для слабых духом прилагаются.
Итоги
Необходимый опыт получен, а дорога на финские соревнования
протоптана. Финны люди гостеприимные и русским дрифтерам всегда рады.
Поэтому отрицательных эмоций у наших пилотов нет. Радовал и уровень
организации, и уровень подготовки машин, и чертовски дружеское
отношение зрителей и организаторов к россиянам. Зимой Евгений планирует
установить каркас и в новом сезоне выступать уже в Pro классе. Тммофей
каркас уже поставил и на момент сдачи материала отправился на финальный
этап KOE Drift в Венгрию.
|